ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Маринина Оксана Леонидовна
преподаватель ОД (иностранный язык)
СПКУ, г. Старополь
Рис.1. Дипломы, грамоты и сертификаты воспитанников училища
Изучение китайского языка – увлекательный процесс, однако требующий усилий и взаимодействия преподавателя и обучающегося. Успешный опыт преподавания китайского языка в стенах Ставропольского президентского кадетского училища в течение 6 лет, позволяет выстроить определенную систему преподавания КЯ, которая позволила получить/принесла следующие результаты. На рисунке 1 Вы можете увидеть дипломы участия воспитанников во всероссийских и региональных проектах по переводу китайской художественной литературы, грамоты победителей во всероссийских конкурсах различных уровней, сертификаты участия в региональных научно-практических конференциях и всеармейских фестивалях инновационных научных идей в 2015 и 2018 гг и сертификаты успешнго прохождения международного квалификационного письменного экзамена по китайскому языку HSK3 (уровень В1 «Общеевропейских языковых справочных стандартов» (CEF) и HSK4 (уровень В2), более того в 2019 году два воспитанника, которые на данный момент являются курсантами первого курса Военного университета МО, сдали Единый Государственный Экзамен по китайскому языку на высокие баллы. Таким образом, данная система действенна, позволяет многогранность использования множества современных техник при обучении китайскому языку.
Этот сайт использует cookies, чтобы стать лучше. This website uses cookies to ensure you get the best experience
OK
Так, например, в процессе обучения китайскому языку, подготовки воспитанников к международным экзаменам, олимпиадам кадетам необходимо было запоминать достаточно большой объем лексического материала, более того необходимо было научиться с помощью изученных лексических единиц различных тематик, лексических оборотов, устойчивых словосочетаний, пословиц и чэнъюй выражать собственные мысли на китайском языке. Слишком большие объемы информации и ограниченность времени не позволяла запоминать лексику полноценно. Следовательно, возникла проблема выбора оптимального метода с целью систематизации и структурирования лексического словаря воспитанников, а также совершенствования коммуникативных умений в искусственной языковой среде. В результате анализа актуальных технологий, нами были выбраны ряд оптимальных технологий/техник для решения вышеуказанной задачи.
Известно, что образовательный процесс строится на передаче информации, более того визуализация информации способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала, помогает организовывать и анализировать учебную информацию. И тут на помощь нам приходят диаграммы, схемы, карты памяти, способствующие усвоению больших объемов информации. Ведь известно, что данных техники развивают критическое мышление, позволяют обучающимся связывать информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.
Хочу предложить Вашему вниманию примеры использования ряда визуальных техник, таких как шкала времени (таймлайн), словарное облако и графический способ передачи информации (инфографика) на уроках китайского языка с целью совершенствования устной речи старшеклассников.
Ниже представлены словарные облака или облака тегов – визуальное представление ключевых слов текста. Преимущества словарных облаков в процессе обучения лексике и устной речи существенны: так как большинство современных обучающихся – визуалы, структурирование и визуализация материала помогают при воспроизведении текстовой информации. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), что в большей степени усиливает эффективность запоминания. В качестве образца/примера предлагаю ряд упражнений, разработанных при помощи онлайн-сервисов (генераторов словарных облаков) https://wordcloud.pro/ru и www.wordart.com
Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это графическая интерактивная временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события
Следующая, на наш взгляд, не менее эффективная техника - таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это графическая интерактивная временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Ленты времени могут выступать в качестве вербальной основы для созданий устного монологического высказывания, могут быть использованы при выполнении заданий на установление последовательности событий и фактов в биографии и творческом пути писателя, создание репортажей, а также с целью формирования у обучающихся системного взгляда на изучаемые события и исторические процессы и многое другое. Используя в своей профессиональной деятельности ленту времени, мною также были разработаны ряд упражнений при помощи онлайн-сервиса smartdraw
Таймлайны являются отличным помощником при работе с текстовым материалом, а именно при комплексном анализе содержания и составлении планов пересказов текстов. Составление шкалы времени при работе с текстовым материалом требует от обучающегося вдумчивого прочтения текста, а необходимость демонстрации собственного понимания смысла мотивирует к связному высказыванию.
Инфографика, графический способ подачи информации, данных и знаний
Одна из моих любимых техник – инфографика, графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. Инфографика предполагает сужение больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для обучающихся виде.
Работа с инфографикой может быть организована в двух направлениях: анализ обучающимися готовой инфографики и создание инфографики обучающимися под руководством преподавателя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу). В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Обучающимся предлагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации.
Например, во время прохождения тем «Географическое положение Китая» и «Достопримечательности Китая» с целью обобщения изученного лексического материала и совершенствования коммуникативных умений, целесообразно предложить обучающимся провести экскурсию по основным достопримечательностям Китая, по достопримечательностям города Пекина, рассказать о географическом положении КНР, о национальных и мифических символах Китая, с объяснением их значений (слайды №15-№16). Нами были использованы готовые шаблоны инфорграфики, существуют специальные сервисы для создания плакатов, которые доступны в интернете. https://infogr.am/ http://creately.com/ http://piktochart.com/ http://visual.ly/
Все предложенные техники были апробированные нами на воспитанниках. На этом ряд техник не заканчивается, его можно продолжить. Подводя итог вышесказанному, результат применения техник визуализации – повышение мотивации обучающихся к изучению китайского языка, дополнительный стимул активизация деятельности при помощи цифровых образовательных ресурсов, формирование способности самостоятельно переносить приобретенные знания в новые ситуации, позволяет увидеть качество усвоения обучающимися информации. Более того, позволяет осуществлять проектную деятельность, организовывать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность обучающихся.