Анонсы статей по истории

Золотая табличка У Цзэтянь (624-705) / Golden tablet of Wu Zetian (624-705)

«Золотая табличка У Цзэтянь о снятии наказания» (У Цзэтянь чу цзуй цзинь цзянь; 武則天除罪金簡) или, коротко, - «Золотая табличка У Цзэтянь» (У Цзэтянь цзинь цзянь; 武則天金簡) является единственным найденным на данный момент артефактом такого рода, датируемым периодом правления императрицы У Цзэтянь (У-хоу; 624-705), имеющим к ней непосредственное отношение. Табличка представляет исключительную важность для изучения этого периода в истории Китая по нескольким причинам. Во-первых, У Цзэтянь является первой и единственной в истории Китая женщиной, сумевшей основать новую империю (Чжоу; 周, 690-705) и получить мужской титул императора - хуанди (皇帝). Разумеется, подобная деятельность не нашла одобрения у историков-конфуцианцев - составителей позднейших официальных историй «Цзю Тан шу» («Старая книга о Тан»; 舊唐書, завершена к 945 г.) и «Синь Тан шу» («Новая книга о Тан», 新唐書, завершена к 1060 г.), являющихся основными источниками для изучения соответствующего периода китайской истории и оказывающих заметное влияние на восприятие всего периода. Поэтому изучение данных синхронной эпиграфики представляет для историков особый интерес. Во-вторых, известно, что У Цзэтянь, стремившаяся к легитимации своих претензий на императорский престол, остроумно воспользовалась для решения этой проблемы некоторыми идеями буддийского учения. Бытует мнение, что У-хоу благоволила исключительно буддизму, а даосское учение оставалось вне сферы ее интересов. Однако изучение текста, нанесенного на золотую табличку, позволяет нам сделать иные предположения об особенностях религиозной политики данного периода и личных религиозных предпочтениях У Цзэтянь, а также получить новое подтверждение роста популярности даосского ритуала тоулун и перехода его в разряд государственных культов.

One of the few items directly related to Empress Wu Zetian (Wu-hou; 624-705), “The Golden Tablet of Wu Zetian” (Wu Zetian jin jian; 武則天金簡) is extremely important for the study of this period in Chinese history for several reasons. Firstly, Wu Zetian was the only woman in the history of China to establish a new dynasty (Zhou; 周, 690-705) and obtain the male Emperor title Huangdi (皇帝). Naturally, this did not meet with approval among Confucian historians who authored the dynastic chronicles Jiu Tang shu (The Old Tang History; 舊唐書) and Xin Tang Shu (The New Tang History, 新唐書) - these being the main narrative sources for this period of Chinese history, informing our perceptions of it as a whole. The study of epigraphic data, and specifically The Golden Tablet, is therefore of particular interest to historians. Secondly, it is known that Wu Zetian strived to legitimize her claims to the imperial throne and to that end cleverly employed some ideas from Buddhist teachings. It is believed that Wu-hou had favored exclusively Buddhism, while Taoist teachings remained outside the scope of her interests. However, the text of the Golden Tablet allows us to make other assumptions both about religious policies of this period and Wu Zetian’s personal religious preferences, as well as to obtain new evidence of the growing popularity of the Taoist toulong ritual and its transition to the category of state cults.

作为少数与武则天(624-705)直接相关的物品之一,“武則天金簡”对中国历史上这一时期的研究极为重要。首先,武则天是中国历史上唯一一个建立新王朝(周,690-705)并获得男头衔黄帝的女性。当然,这并没有得到儒家历史学家的认可。他们撰写了《舊唐書》(旧唐史)和《新唐書》(新唐史),这两本书是中国历史这一时期的主要叙事来源,也反映了我们对这段历史的整体看法。因此,研究金簡的资料是历史学家特别感兴趣的。第二,众所周知,武则天努力使她对皇位的要求合法化,并为此巧妙地运用了佛教教义中的一些思想。据信,武则天只偏爱佛教,而道教教义则不在她的兴趣范围之内。然而《金簡》的文本让我们对这一时期的宗教政策和武则天个人的宗教偏好做出了其他的假设,也为道教头龙仪式的日益流行提供了新的证据。