Проблемы всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку

Федорова Ольга Валерьевна
член Ассоциации Развития Синологии
Этот сайт использует cookies, чтобы стать лучше. This website uses cookies to ensure you get the best experience
OK
Рис.1. Работа призера регионального этапа ВсОШ 2015-2016 уч. г.
Первая и главная проблема ВсОШ – это участие граждан КНР в олимпиаде, которая проводится для школьников, изучающих язык как иностранный.

Прослушать и прочитать несложные тексты на родном языке, а затем ответить на вопросы не представляет для них никакой сложности. Они сдают письменное задание раньше окончания времени, выделенного на решение олимпиадных заданий. Не так давно китайцам даже необязательно было уметь писать, чтобы стать призером регионального этапа ВсОШ (рис. 1) [1].

Не редкостью стало следующее явление. На региональном этапе олимпиады при подготовке к устному заданию, которое проходит в формате ток-шоу, участники осуществляют коммуникацию по-китайски в силу того, что участники – китайцы не в состоянии делать это по-русски.
Рис.2. Рейтинговый список участников заключительного этапа ВсОШ по китайскому языку в 2018-2019 уч.г.
Олимпиада по китайскому языку проводится 4 года, и 4 года среди призеров и победителей заключительного этапа присутствуют граждане КНР. На рис. 2 представлен рейтинговый список участников заключительного этапа ВсОШ по китайскому языку в 2018 - 2019 уч.г. [2]. Красным цветом показана граница между призерами и участниками. Желтым цветом выделены участники – граждане КНР (только из Москвы, возможно, данные неполные).

Массовое присутствие китайцев среди призеров и победителей всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку не лучшим образом сказывается на имидже России и российского образования в Китае. Можно ли представить себе ситуацию, когда во всекитайском конкурсе русского языка принимает участие гражданин России?
Министерство образования и науки РФ не видит проблемы в участии граждан КНР в олимпиаде: «… в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», исключается возможность дискриминации по любому признаку обучающихся, проявляющих выдающиеся способности.

В соответствии с частью 2 статьи 78 Федерального закона иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Кроме того, пункт 22 части 1 статьи 34 Федерального закона подтверждает право обучающегося на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.

В соответствии с указанными статьями Федерального закона Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1252 не ограничивает участие в олимпиаде по каждому общеобразовательному предмету лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации».

В «Перечне олимпиад школьников» на 2018-2019 уч.г. [3], утвержденном Минобрнауки России, присутствует четыре олимпиады по китайскому языку.

1. Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба», проводится ВШЭ
2. Межрегиональная олимпиада школьников «Евразийская лингвистическая олимпиада», проводится МГЛУ
3. Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных организаций по китайскому языку
4. Олимпиада школьников СПбГУ

Диплом призера или победителя этих олимпиад, как правило, также дает право поступить без экзаменов в ВУЗ на бюджетное место на специальность, соответствующую профилю олимпиады, однако в списках участников этих соревнований отсутствуют граждане КНР, участвовавшие в ВсОШ по китайскому языку.

Почему критическая ситуация с китайцами сложилась только во всероссийской олимпиаде? Вместе с ЕГЭ результаты всероссийской олимпиады школьников — важнейший показатель качества образования. Призеры и победители всероссийской олимпиады школьников вносят вклад в рейтинг школы, лучшим школам выделяются гранты. Поэтому школы заинтересованы в участии китайцев во всероссийской олимпиаде.

Одним из решений этой проблемы было бы введение в олимпиаду большего количества разнообразных заданий, в которых в той или иной мере необходимо знание русского языка. В 2018 – 2019 уч. г. этому было положено начало. Но таких заданий слишком мало, и преимущество остается за теми, для кого китайский язык является родным даже при том, что уровень участников стремительно вырос. В первые года проведения олимпиады уровень призеров и победителей заключительного этапа был HSK5, сейчас это уровень всего лишь призеров регионального этапа.
Рис.3. Списки школьников города Москвы, приглашенных на региональный этап ВсОш 2018/2019 уч. г., китайский язык.
Частично проблему участия в олимпиаде по китайскому языку китайцев решает введенное в 2018-2019 уч. г. устное собеседование по русскому языку у выпускников 9-х классов [4], которое вводится для проверки навыков устной речи и является допуском к государственной итоговой аттестации выпускников. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19. Участник итогового собеседования получает зачет в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.

То есть через 2 года в 10-х и 11-х классах не останется китайцев, у которых не развиты навыки русской устной речи.

Однако устное собеседование не затронет учеников 9-х и младше классов, а основное количество участников – граждан КНР как раз из их числа (выделены желтым цветом на рис. 3) [5], [6], [7].
Если ничего нельзя поделать с участием граждан КНР в ВсОШ по китайскому языку, то нужно тогда исправить имена, как учил Конфуций, и назвать олимпиаду «Всероссийской олимпиадой школьников по китайскому языку среди граждан КНР», чем она и станет в ближайшем будущем.
В пункте 2 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится: « … органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления … оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, …» [8]. Однако высокие результаты на олимпиаде по китайскому языку как иностранному для граждан КНР не являются ни проявлением выдающихся способностей, ни высокого интеллектуального уровня. Наоборот, их участие является дискриминацией учащихся, которые изучают китайский язык как иностранный. В данном случае закон об образовании защищает права граждан КНР в РФ, а не права граждан России, что противоречит конституции РФ.

Я предлагаю АРС продолжать деятельность, направленную на запрет лицам, не являющимся гражданами РФ, участвовать в языковых соревнованиях.
Рис.4 Представлены три сочинения призера регионального этапа ВсОШ в 2015-2016, 2016-2017 и 2017-2018 уч.г. (один и тот же участник, гражданин КНР).
Вторая проблема ВсОШ – это оценки письменного творческого задания по критерию «Иероглифика».

На рис.4 представлены три сочинения призера регионального этапа ВсОШ в 2015-2016, 2016-2017 и 2017-2018 уч.г. [9], [10], [11] (один и тот же участник, гражданин КНР).

Из таблицы на рис.4 видно, что от 20% до 27% сочинения написаны транскрипцией. Процент иероглифов и pinyin посчитан от общего числа знаков, иероглифические ошибки не учитывались.

При первом взгляде вызывает недоумение неплохой балл за письменное задание, на 20% написанное транскрипцией. Однако, как ни странно, эти сочинения оценены в соответствии с критериями оценки выполнения творческого письменного задания («Требования к проведению регионального этапа по китайскому языку в 2017/2018 уч.г.» [12, с.15], критерий сохранен в 2018/2019 и 2019/2020 уч.г.).
Рис.6 Детализация общего балла за сочинение китайца и русского.
Каким образом получается такой балл? В таблице на рис.6 приведена детализация общего балла за сочинение китайца и русского. Китаец получает за критерии «Лексика» и «Грамматика» максимальную оценку, за критерий «Иероглифика» 0 баллов. Согласно критериям, 20% иероглифов, написанных транскрипцией, оцениваются в 0 баллов, как и 7 иероглифических ошибок и иероглифических неточностей (менее 3% иероглифов), и дополнительно никак не наказываются.

Носитель языка не делает лексических и грамматических ошибок в сочинении на родном языке и это компенсирует его неумение писать иероглифы. А школьник, изучающий язык как иностранный, делает 3 лексические, 2 грамматические ошибки и всего 2 иероглифические ошибки, и получает такой же балл (в соответствии с критериями оценки выполнения творческого письменного задания за 2018-2019 уч.г. [12, с.15]). Кстати сказать, этот вопрос также не освещен в КИМах ЕГЭ по китайскому языку.
Рис.7 Работы, в которых иероглифами написано имя участника
Третья проблема ВсОШ – это проблема обезличивания работ участников.

В «Методических рекомендациях к проведению школьного и муниципального этапов ВсОШ по китайскому языку в 2019/2020 уч.г.» говорится: «… на каждом бланке ответа участник … указывает только свой идентификационный номер, который присваивается ему при регистрации. Никакая иная информация (в том числе фамилия, имя, номер школы, город и т.д.) не указывается. В случае указания подобной информации работа считается декодированной и не поверяется, а участник получает ноль баллов за данный конкурс» [13, с.33].

Однако среди работ призеров регионального этапа можно встретить работы, в которых иероглифами написано имя участника (рис.7), которое однозначно идентифицируют его, хотя и не нарушает требований «Методических рекомендаций».

К сожалению, никакого рационального решения данной проблемы нет. Она актуальна для регионов с небольшим количеством участников, коих немало, и единственное разумное решение – предложить центральной предметно-методической комиссии олимпиады воспользоваться своим правом выборочно осуществлять перепроверку выполненных олимпиадных заданий регионального этапа олимпиады [19, с.20].
Червертая проблема ВсОШ – это фальсификация результатов регионального этапа.

07 марта 2019 года были опубликованы граничные баллы победителей и призёров III этапа по китайскому языку в Москве [15] (рис.8)

12 марта 2019 года опубликован список победителей и призеров и работы победителей и призеров [16] (рис.9).
Рис.10 Работа участницы под идентификационным номером 13688738
Как следует из работы участницы под идентификационным номером 13688738 и ранее опубликованных ключей к заданиям регионального этапа по китайскому языку [17], тестовая часть оценена в 43 балла (рис.10):

15 баллов – аудирование,
8 баллов – чтение,
18 баллов – лексико-грамматический тест,
2 балла – лингвострановедение.

Следовательно, за творческое письменное задание и за устный тур в сумме поставлено 93-43= 50 баллов.

Однако творческое письменное задание и устный тур в сумме максимально могут быть оценены в 45 баллов. Это следует из «Требований к проведению регионального этапа IV всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку в 2018/2019 учебном году». В нем указано, что творческое письменное задание может быть оценено максимально в 20 баллов, а максимальное количество баллов за устный тур – 25 баллов, что в сумме дает 20+45=45 баллов. Следовательно, в рейтинговом списке у участницы под идентификационным номером 13688738 указано неверное количество баллов.

14 марта 2019 года было опубликовано письмо Минпросвещения России от 14 марта 2019 года №04-170 «О количестве баллов для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников» [18] и объявлены проходные баллы на заключительный этап олимпиады по китайскому языку – 89 баллов. Исходя из этого, участница под идентификационным номером 13688738 не имела права принимать участие в заключительном туре.

АРС 18.03.2019 направила письмо в адрес оргкомитет ВсОШ и в электронную приемную правительства Москвы, департамент образования и науки о фальсификации результатов регионального этапа, однако не получила на них ответы, а участница под идентификационным номером 13688738 не была снята с участия в заключительном этапе. Она стала призером заключительного этапа.

Полученный таким образом диплом призера ВсОШ создает ощущение безнаказанности у официальных структур, занимающихся проведением ВсОШ, а у остальных участников – ощущение безнадежности и бесполезности участия в олимпиаде.
Рис.11 Приказ от 18 ноября 2013 г. N 1252 "Об утверждении порядка проведения ВсОШ" (выдержки)
Пятая проблема ВсОШ – публикация результатов муниципального и регионального этапов ВсОШ.

Все вышеизложенные выводы сделаны на основе анализа работ призеров и победителей регионального этапа Москвы, Хабаровского края, Амурской области и работ победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ.

Хотелось бы иметь возможность ознакомиться с работами призеров и победителей регионального этапа других регионов, а также списками победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ, однако такой возможности нет, так как они не публикуются, что является нарушением приказа от 18 ноября 2013 г. N 1252 "Об утверждении порядка проведения ВсОШ" (в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.03.2015 N 249) [19, п.48, п.56]).

Шестая проблема ВсОШ – ценность диплома победителя (призера) ВсОШ.

Стать призером или победителем ВсОШ по китайскому языку очень почетно и очень выгодно в материальном плане. А что же дальше? Дальше – поступление в ВУЗ.

Школьники, ставшие хотя бы призерами регионального этапа по китайскому языку, большую часть своей жизни занимаются китайским языком. Поэтому чаще всего они выбирают специальность, тоже связанную с языком.

В лучших ВУЗах - ИСАА, МГЛУ [20], распределение по языкам происходит уже после зачисления. Это равноценно тому, что победитель олимпиады по физике поступает на естественнонаучные специальности вообще (математика, физика, химия), а по истории – на гуманитарные (литература, обществознание, история), и не знает, на какую его распределят. К сожалению, у обладателей дипломов языковых олимпиад нет никаких преимуществ при распределении по изучаемым языкам, а программа для продолжающих изучать китайский язык в настоящее время есть только в МГИМО.
Таким образом, на мой взгляд, проблемы ВсОШ следующие:

I проблема - участие граждан КНР в ВсОШ;
II проблема - оценка письменного творческого задания по критерию «Иероглифика»;
III проблема - проблема обезличивания работ участников ВсОШ;
IV проблема - фальсификация результатов ВсОШ;
V проблема - публикация результатов муниципального и регионального этапов ВсОШ;
VI проблема – ценность диплома победителя (призера) ВсОШ.

Конечно, главная проблема – участие граждан КНР. Олимпиада проводится с целью выявления и поддержки талантливых школьников. Но при участии в языковой олимпиаде граждан страны изучаемого языка олимпиада не выполняет свою задачу, так как талантливые школьники, которые именно изучают язык, отсеиваются. А эти школьники, ставшие хотя бы призерами регионального этапа, уже зарекомендовали себя как способные и трудолюбивые ученики и мотивированы получать профильное образование в ВУЗе, что и могла бы дать им олимпиада. И участие в олимпиаде граждан КНР наравне с ними, потратившими большую часть жизни на изучение языка, отнюдь не прививает им любовь к китайцам и Китаю. Окончив ВУЗ, они поступят на работу в структуры и компании, которые осуществляют взаимодействие между Россией и Китаем. Какие решения они будут принимать? Мы знаем, что убеждения, полученные в детстве, самые прочные.

На первый взгляд, проблема ВсОШ по китайскому языку – это проблема (а для кого-то и трагедия) всего лишь нескольких десятков школьников каждый год, однако, в свете курса на укрепление сотрудничества РФ и КНР, в будущем это может оказаться проблемой осуществления этого курса.

При нынешнем положении дел популяризация китайского языка и призыв школьников принимать участие во ВсОш по китайскому языку – это обман и дискриминация школьников, изучающий китайский язык как иностранный.
Список использованных материалов

1. Работы победителей и призеров регионального этапа ВсОШ 2015/16 [Электронный ресурс]. URL: http://cpod.ippk.ru/olimpiady (Дата обращения: 22.02.2016)

2. Приложение 2. Рейтинговый список участников к протоколу заседания жюри заключительного этапа ВсОШ по китайскому языку [Электронный ресурс]. URL: https://chinese2019.linguanet.ru/wp-content/uploads/2019/04/prilozhenie-2.-rejtingovyj-spisok-uchastnikov-k-protokolu-zasedanija-zhjuri-zakljuchitelnogo-etapa-vsosh-po-kitajskomu-jazyku..pdf (Дата обращения: 14.08.2019)

3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 августа 2018 г. № 32н «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2018/19 учебный год». Пункты 23, 24, 27, 54. [Электронный ресурс]. URL: http://old.fa.ru/fil/pk-kaluga/pk2015/Documents/%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D1%8B%20%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%2028_08_2018%20N%2032%D0%BD%20%20%D0%9E%D0%B1%20%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8F%20%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B4%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%202018-19.pdf (Дата обращения: 14.08.2019)

4. Критерии оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (Дата обращения: 14.08.2019)

5. Списки школьников города Москвы, приглашаемых на региональные олимпиады 2018/2019 учебного года. Предмет: Китайский язык, 9 класс. [Электронный ресурс]. URL: https://reg.olimpiada.ru/city-olymp/public/participants/public.html?year=2018&subject=chin&form=9 (Дата обращения: 14.08.2019)

6. Списки школьников города Москвы, приглашаемых на региональные олимпиады 2018/2019 учебного года. Предмет: Китайский язык, 10 класс. [Электронный ресурс]. URL: https://reg.olimpiada.ru/city-olymp/public/participants/public.html?year=2018&subject=chin&form=10 (Дата обращения: 14.08.2019)

7. Списки школьников города Москвы, приглашаемых на региональные олимпиады 2018/2019 учебного года. Предмет: Китайский язык, 11 класс. [Электронный ресурс]. URL: https://reg.olimpiada.ru/city-olymp/public/participants/public.html?year=2018&subject=chin&form=11 (Дата обращения: 14.08.2019)

8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Статья 5. Часть 5. Пункт 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 14.08.2019)

9. Работы победителей и призеров регионального этапа ВсОШ 2015/16 [Электронный ресурс]. URL: http://cpod.ippk.ru/olimpiady (Дата обращения: 22.02.2016)

10. Работы победителей и призеров регионального этапа ВсОШ 2016/17 [Электронный ресурс]. URL: http://cpod.ippk.ru/olimpiady (Дата обращения: 17.03.2017)

11. Работы победителей и призеров регионального этапа ВсОШ 2017/18 [Электронный ресурс]. URL: http://cpod.ippk.ru/olimpiady (Дата обращения: 03.03.2018)

12. Требования к проведению регионального этапа по китайскому языку в 2017/2018 учебном году (для организаторов и членов жюри) [Электронный ресурс]. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/tr2018ch.pdf (Дата обращения: 14.08.2019)

13. Методические рекомендации к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку в 2019/2020 уч.г. [Электронный ресурс]. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/ch-sm-2020.pdf (Дата обращения: 15.08.2019)

14. Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2018/2019 уч. г. [Электронный ресурс]. URL: https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/comr/vsosh/Obshhestvoznanie_trebovaniya_RE__2019.pdf (Дата обращения: 15.08.2019)

15. Граничные баллы победителей и призеров III этапа 2019 г. в г. Москве [Электронный ресурс]. URL: http://vos.olimpiada.ru/2019/region/score (Дата обращения: 15.08.2019)

16. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Китайский язык», 2018-2019 год, 3 этап [Электронный ресурс]. URL: https://reg.olimpiada.ru/register/russia-olympiad-chin-2018-3/olympiad-protocol?include-region&reveal-initials&show-regids (Дата обращения: 15.08.2019)

17. [Электронный ресурс]. URL: http://vos.olimpiada.ru/chin/2018_2019 (Дата обращения: 16.03.2019)

18. Письмо Минпросвещения России от 14 марта 2019 года №04-170 «О количестве баллов для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников» [Электронный ресурс]. URL: https://vos.olimpiada.ru/files/m_files/119/letter_minpros_04_170.pdf (Дата обращения: 16.03.2019)

19. Приказ от 18 ноября 2013 г. N 1252 "Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников " [Электронный ресурс]. URL: http://www.ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/education/?id_4=19533 (Дата обращения: 10.03.2019)

Правила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2019/2020 учебный год (c изменением от 01.07.2019 № 798) [Электронный ресурс]. URL: https://linguanet.ru/upload/medialibrary/23b/23b681276d9fde3f775c7fc5ce80984d.pdf (Дата обращения: 16.03.2019) Список использованных материалов