Анонсы статей по культуре и искусству
Живопись

Художественные процессы в социокультурном пространстве России и Китая начала ХХ века / Artistic processes in the socio-cultural space of Russia and China in the early XX century

Современная геополитическая ситуация побуждает Россию искать партнеров не на Западе, а на Востоке, крупнейшим из которых выступает Китай. Между Россией и Китаем уже на рубеже Х!Х-ХХ вв. возникли многосторонние связи, которые на протяжении столетия лишь крепли. Первое же знакомство Китая и Руси приходится на рубеж ХIII-IV вв., когда оба государства были включены в состав Монгольской империи и в Поднебесную отправилась часть пленных русских, из которых был сформирован русский полк в составе ханского войска (1329). Зарождение российско-китайских отношений можно отнести к XVII в., когда Русь предпринимает попытки вступить в диалог с Маньчжурской империей Цин и снаряжает несколько посольств. Если о средневековой художественной культуре Поднебесной современное российское общество имеет хотя бы общее представление (искусство каллиграфии, фарфор, чайная церемония, садово-парковое искусство, живопись и поэзия танской эпохи), то об особенностях ее развития на рубеже Х!Х-ХХ вв. знают лишь специалисты. Художественная культура Китая на всех этапах своего существования отличается самобытностью, оригинальностью, она аккумулирует иные философско-эстетические и этические идеи, нежели западноевропейская культура. Цель статьи заключается в попытке проведения сравнительного анализа социокультурного пространства России и Китая начала ХХ в. для выявления сходных тенденций и процессов в художественной культуре двух стран.

The Current geopolitical situation encourages Russia to look for partners not in the West, but in the East, the largest of which is China. Between Russia and China at the turn of XIX - XX centuries there was a multilateral context, which for a century only grew stronger. The Russian and Chinese first met at the turn of the XIII- XIV centuries, when both States were included in the Mongol Empire, and a part of the Russian prisoners went to China, from which a Russian regiment was formed as part of the Khan's army (1329). The origin of Russian-Chinese relations can be attributed to the XVII century, when Russia attempts to enter into a dialogue with the Manchu Qing Empire and equips several embassies. If the modern Russian society has at least a General idea about the medieval art culture of China (the art of calligraphy, porcelain, tea ceremony, landscape art, painting and poetry of the Tang era), only specialists know about the peculiarities of its development at the turn of the XIX - XX centuries. The artistic culture of China at all stages of its existence is distinctive, original, it accumulates other philosophical, aesthetic and ethical ideas than Western European culture. The purpose of the article is to attempt a comparative analysis of the socio-cultural space of Russia and China in the early twentieth century to identify similar trends and processes in the artistic culture of the two countries.

当前的地缘政治局势鼓励俄罗斯不在西方,而是在东方寻找伙伴,其中最大的伙伴是中国。在十九至二十世纪初的俄罗斯和中国之间,存在着一种多边环境,一个世纪以来,这种多边环境变得越来越强大。俄国人和中国人第一次见面是在十三至十四世纪之交,当时两个国家都被纳入了蒙古帝国,一部分俄国囚犯进入了中国,在那里,俄国军团组成了可汗部队(1329)。俄中关系的起源可以归因于十七世纪,当时俄罗斯试图与满清帝国进行对话并装备了几个使馆。如果说现代俄罗斯社会至少对中国的中世纪艺术文化(书法,瓷器,茶道,山水画,唐代的绘画和诗歌艺术)有一个总体的了解,那么只有专家们才能知道其发展的特殊性在十九世纪至二十世纪。中国艺术文化在其存在的各个阶段都是独特的,原始的,它除了西欧文化之外还积累了其他哲学,美学和伦理观念。本文的目的是试图对二十世纪初俄罗斯和中国的社会文化空间进行比较分析。文章找出两国艺术文化中类似的趋势和过程。