Кодификация гражданского законодательства Китая / Codification of Chinese Civil Law
Статья посвящена исследованию эволюции кодификации гражданского законодательства в Китае. Принятый 28 мая 2020 г. Гражданский кодекс стал первым в истории Китайской Народной Республики кодифицированным актом правотворчества в гражданско-правовой сфере. До «культурной революции» были предприняты две попытки принять Гражданский кодекс, однако проекты так и не были утверждены. После начала «политики реформ и открытости» власти также отказались от принятия Гражданского кодекса, предпочитая параллельно с работой над его содержанием выпускать отдельные гражданско-правовые акты для регулирования постоянно изменяющихся правоотношений. В октябре 2014 г. правящая партия поставила задачу кодификации гражданского законодательства. После этого принятие Гражданского кодекса было внесено в план правотворческой работы на ближайшие пять лет. Появившийся в конце мая 2020 г. Гражданский кодекс КНР представляет собой крупный нормативный правовой акт кодифицированного характера. Цель исследования - анализ опыта Китайской Народной Республики в сфере кодификации гражданского законодательства, исследование причин отказа от нее ранее и оснований, послуживших принятию Гражданского кодекса. Методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой и др. Выводы: причины отказа от кодификации гражданского законодательства на протяжении 70 лет в КНР представляются обоснованными и оправданными. Отсутствие Гражданского кодекса в период проведения «реформ и открытости» не препятствовало успешному социально-экономическому развитию Китая. В настоящее время вследствие отказа от «ручного управления» экономическими процессами государству понадобился единый кодифицированный акт в гражданско-правовой сфере, принятие которого способствует повышению эффективности проводимых в стране преобразований.
The article studies the evolution of how China codifies civil legislation. The Civil Code of the PRC, adopted on May 28th 2020, is the first codified act of lawmaking in the civil law sphere in the history of New China. Before the “cultural revolution”, the legislators refused to adopt the act for various reasons. After the start of the Policy of Reform and Opening-Up, the authorities decided not to rush its adoption. They, instead, preferred - in parallel with work on its content - to issue, as necessary, separate local civil legal acts to regulate constantly changing legal relations. In October 2014, the ruling party set the task to codify civil legislation. After that, the PRC included the adoption of the Civil Code in the lawmaking plan for the next 5 years. The Civil Code of the PRC, finalized at the end of May 2020, now is a large normative legal act possessing a codified nature, consisting of 7 sections, 84 chapters and 1260 articles. The research analyzes Chinese experience in the field of codification of civil legislation, to study the reasons for abandoning it earlier and the grounds that led to the adoption of the Civil Code. The author conducts his research by the following methods: analysis, synthesis, comparison, etc. The author has made a following final conclusion: the reasons that led to the refusal of the codification of civil legislation over 70 years in the PRC seem to be reasonable and justified. The absence of the Civil Code during the period of “Reforms and Opening Up” has a favorable impact on the social and economic development in China. At the present, due to the refusal from “manual control” of economic processes, the state needs a unified codified act in the civil law sphere. Its adoption can back the increasing efficiency of the mechanism related to legal regulation of public relations in general.