Анонсы статей по культуре и искусству
Культура

Восточная философия как ценностная основа художественных текстов культуры Китая (на примере китайской живописи "Школы Хайшан") / Eastern philosophy as a value basis for artistic texts…

EasternphilosophyasavaluebasisforartistictextsoftheChineseculture (acasestudyofthe "haishangschool")

В статье рассматриваются произведения китайской живописи на примере наследия «Школы Хайшан» в аспекте влияния различных философских направлений (конфуцианство, даосизм, буддизм) как ценностных основ художественных текстов культуры Китая. Доказывается, что идеи конфуцианства, даосизма, дзен-буддизма совместно влияли на формирование национальной китайской духовности, включая китайскую живопись, в результате чего происходило активное формирование жанровостилевых особенностей китайской картины «единства неба и человека», «единства природы и человека». В китайской живописи прослеживаются культурноантропологические установки, характеризующие личную судьбу и связь судьбы с космосом, что дает возможность китайской живописи быть своего рода особенной, «превосходить поверхность изображенного объекта», «передать глубокие мысли и настроение художника через картину». Именно под влиянием китайской философии формировались эстетические взгляды китайского народа. Поэтому исследование китайской живописи «Школы Хайшан» как одного из художественных текстов культуры не может обойти факт глубокого воздействия философии на китайскую культуру и искусство, особенно в контексте таких трех известных концептуальных направлений, которыми являются конфуцианство, даосизм и дзен-буддизм.

This article examines and analyses the Chinese painting, using the heritage of the “Haishang School” as an example. Reflections on these matters are taking place in the key of the influence of different philosophical directions (Confucianism, Taoism, Buddhism) as the value orientations of the artistic texts of the Chinese culture. It proves that the ideas of Confucianism, Taoism, and Zen Buddhism together influenced the formation of national Chinese spirituality, including Chinese painting. This resulted in the formation of the specific features of the Chinese painting “the unity of heaven and man”, “the unity of nature and man”. Chinese painting is pierced by cultural anthropological attitudes, characterising not only personal destiny, but also the connection of fate with the cosmos, which makes it possible for Chinese painting to be an eastern feature, “to surpass the surface of the depicted object”, “to convey the deep thoughts and mood of artists through their paintings”. The aesthetic views of the Chinese people were formed under the influence of Chinese philosophy and as a consequence of the development of painting. Therefore, the study of Chinese painting cannot escape the fact that philosophy has a profound impact on the Chinese culture and art, especially in the context of the concepts of such three known trends as Confucianism, Taoism and Zen Buddhism.

本文以“海尚派”的传承为例,对中国画进行考察和分析。关于这些问题的思考发生在不同哲学方向(儒家,道家,佛教)的影响力作为中国文化艺术文本的价值取向的关键中。证明儒家,道家和禅宗的思想一起影响了包括中国绘画在内的中华民族精神的形成。这导致了中国画“天人合一”,“天人合一”的具体特征的形成。中国画被文化人类学的态度所刺穿,不仅表现了个人命运,而且表征了命运与宇宙的联系,这使中国画成为东方特征“超越所描绘的物体的表面”,“通过绘画传达艺术家的深刻思想和心情”。中国人民的审美观是在中国哲学的影响下以及绘画发展的结果下形成的。因此,对中国绘画的研究不能逃脱哲学对中国文化和艺术产生深远影响的事实,特别是在儒家,道家和禅宗三大流行趋势的概念下。