Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин; 1688-1766) в русле китайской живописной традиции: европейский подход к вопросам перспективы / Giuseppe Castiglione (Lang Shining; 1688-1766) and…
Giuseppe Castiglione (Lang Shining; 1688-1766) and chinese painting tradition: european approach to the perspective
В статье рассматриваются примеры различных видов перспективы, использованных итальянским художником Джузеппе Кастильоне (Лан Шинином), возглавлявшим при маньчжурском дворе в Пекине работу по развитию художественного направления сяньфа («линейный метод»). Беря за основу анализ использования прямой перспективы в двух вертикальных и одном горизонтальном свитке («Сто лошадей»), автор показывает, как художник виртуозно сочетал традиционную китайскую живописную аксонометрию с привлекавшей его заказчиков прямой европейской перспективой при изображении строений, архитектурных комплексов и стаффажных пейзажей. Поясняя принципиальное различие между восприятием вертикальных и горизонтальных свитков, автор демонстрирует сочетание европейского и китайского подходов к организации пространства в работах Кастильоне: крупные формы выстраиваются в соответствии с европейской перспективой, а более мелкие конструкции передаются при помощи китайской аксонометрии. Подробно анализируется композиция восьмиметрового свитка «Сто лошадей» - уникального сохранившегося примера раннего творчества Кастильоне, в котором художник применил три перспективные композиции с тремя точками схода. Делается вывод, что лишь формат, техника и изобразительные мотивы связывают этот свиток с китайской традицией. Автор видит истоки столь смелого движения Лан Шинина к переоткрытию китайской мультифокусной перспективы в пристальном изучении и использовании наследия европейских теоретиков театральной сценографии, разработавших систему множественных перспективных аллей для оформления театральных постановок.
The article deals with several examples of different perspective systems, used by Italian artist Giuseppe Castiglione (Lang Shining), who led a group of court painters at the Manchu court in Beijing, developing the new artistic xianfa method (the linear method). Analysing linear perspective in two hanging and one horizontal (hand-) scrolls, the author demonstrates the artist’s masterly combination of traditional Chinese axonometric depiction with European perspective system while depicting buildings and landscapes, demanded by his royal clients. Touching on the differences between execution and perception of the vertical and horizontal scrolls, the author demonstrates Castiglione’s ability to combine European and Chinese traditional approaches to space delineation, when the artist composes large forms according to the linear perspective principles, and depicts smaller objects using Chinese axonometry. The composition of renowned scroll The Hundred Horses is analysed in detail, being the unique example of surviving Castiglione’s early painting, where the artist unified three perspective vistas with respective vanishing points. The author argues that only format, technique, and pictorial motifs of this work connect this scroll with Chinese tradition, defining origins of Lang Shining’s reopening Chinese multifocal perspective in the artist’s masterly usage of European theatrical scenography theoreticians’ legacy.