Интерпретация образов Цинских судей в иллюстрированных ксилографах и на китайской народной картине / Interpretation of the images of Qing judges in the illustrated woodblock editions...
Interpretation of the images of Qing judges in the illustrated woodblock editions and popular prints nianhua
Статья посвящена вопросу интерпретации и отображения событий судебных романов эпохи Цин «Дела, разобранные судьей Ши» (施公案 Шигунъань, аноним, первое предисловие 1798) и «Дела, разобранные судьей Пэном» (彭公案 Пэнгунъань, авт. Таньмэн Даожэнь 貪夢道人, 1871), преобразованных в пьесы пекинской оперы в середине - конце XIX в., на книжной иллюстрации и народной картине 年畫 няньхуа начала XX в. В качестве прототипов героев романов выступали реальные исторические персонажи: уездный судья Ши Шилунь (施世綸, ум. 1722) и уездный глава Пэн Пэн (彭鹏, 1637-1704), жившие в период правления императора Канси (1654-1722). В статье использованы материалы из российских и зарубежных собраний, в частности, в Научной библиотеке СПбГУ было обнаружено издание романа «Дела, разобранные судьей Ши» (ВУ147) с портретом судьи Ши и хвалебной к нему надписью. Мы обнаружили, что многочисленные народные картины из собраний Государственного Эрмитажа и Музея антропологии и этнографии РАН представляют собой батальные сцены, иллюстрирующие серию пьес «восемь больших арестов» 八大拿 бадана, в которых главную роль играют вовсе не судьи, а их помощники - бравые удальцы. Эта серия пьес, созданная в первой половине XIX в., пользовалась большой популярностью в императорском дворце и у широкой публики именно благодаря эффектным батальным сценам. Отображение батальных сцен на народной картине зачастую придерживалось определенного канона, что видно на примере оформления сцен из пьесы «Храм восьми духов» (八蠟廟 баламяо), и может быть объяснено желанием художников запечатлеть кульминационную и наиболее узнаваемую сцену пьесы. В статье отмечается разница в интерпретации образов судей в книжных иллюстрациях и на народной картине, выдвигается тезис о том, что народные художники сами смотрели эти пьесы и создавали сюжеты народных картин на основе личных впечатлений.
The paper aims to analyze different types of illustrations of court case gong`an 公案 stories featuring Qing dynasty judges Shi-gong 施公 and Peng-gong 鵬公 found in the late Qing woodblock editions and popular woodblock prints nianhua 年畫 in order to figure out how tales about imperial ‘fair officials’ have been reflected in book illustrations and in popular prints nianhua 年畫. Popular prints from various Russian and foreign collections mostly depict episodes featuring Qing dynasty judges Shi Shilun (施世綸, dec. 1722), originally a protagonist of the novel “Criminal Cases of Judge Shi” (施公案 Shigongan, preface dated 1798), and Peng Peng (彭鹏, 1637-1704) from the novel “Criminal Cases of Judge Peng” (彭公案 Penggongan, 1871) by Tanmeng Daoren 貪夢道人. “Shi-gong plays” about Judge Shi and his friends gained popularity during the Daoguang period (1821-1850), however Judge Shi was no longer their central protagonist. The popular prints mostly depict martial scenes from these plays based on the court case stories. This research claims to define sources of various types of illustrations and clarify connections between book illustrations, popular prints and drama.