Анонсы статей по культуре и искусству
Живопись

Реалистическая живопись Китая XX века в контексте визуализации культуры / Realistic painting of the 20th century China in the context of cultural visualization

В статье рассматривается феномен китайского реализма, а также предпосылки и факторы, повлиявшие на процессы рецепции в современном китайском искусстве. В начале XX в. под воздействием западного академического реализма и художественной системы соцреализма формируется новое направление и художественный метод - реализм, который становится мейнстримом в искусстве Китая середины XX века. По своим эстетическим и идеологическим мотивам китайский реализм является объектом рецепции соцреализма, что было обусловлено культурно-историческими факторами, развитием политико-экономических и культурных связей с СССР. Изучение реалистической живописи, являющейся отражением атмосферы эпохи, мировоззрения, диалога культур, актуально как для китайского, так и для российского современного искусствоведения. В статье исследуется роль реализма в развитии художественной культуры Китая XX в., в том числе ее социально-политические компоненты, а также динамика художественно-выразительных средств и иконографической системы в контексте историко-культурной ситуации. В 1980-1990-х гг., вследствие либерализации экономической и политической жизни, в художественном сознании формируются новые концепции реалистической живописи - неореализм и циничный реализм, связанные с критическим переосмыслением исторического наследия. Неореализм и циничный реализм, значительно обогатившие реалистическую живопись новыми формами и содержанием, заимствуют западные постмодернистские концепции поп-арта, в гротескной и сатирической форме развенчивают политические стереотипы прошлого. Анализ реалистической живописи 1990-х годов позволяет проследить, как трансформация прежних живописных канонов отражает стремление общества освободиться от давления тоталитарной идеологии и переосмыслить ценностные ориентиры предшествующей эпохи.Новизна данного исследования заключается в применении системного и целостного подхода к анализу реализма в китайской живописи, выявлении многообразия его форм и направлений и обосновании специфики эволюции в контексте художественной культуры Китая XX века. Комплексных исследований данного вопроса в современном искусствоведении практически нет, поэтому настоящая работа является попыткой создания научного подхода к изучению данного художественного явления и формированию представлений о том, как менялось художественное самосознание целой эпохи.

This article examines the phenomenon of Chinese realism, as well as the prerequisites and factors that influenced the processes of reception in modern Chinese art. At the beginning of the 20th century, under the influence of Western academic realism and the artistic system of social realism, a new direction and artistic method was formed - realism, which became mainstream in the art of China of the mid-20th century. According to its aesthetic and ideological motifs, Chinese realism is an object of social realism reception, which was determined by cultural and historical factors, and the development of political, economic and cultural ties with the USSR. Studying the realistic painting, which reflects the atmosphere of the era, the worldview, and the dialogue of cultures, is relevant for both Chinese and Russian contemporary art studies. The article examines the role of realism in the development of Chinese art culture of the 20th century, including its socio-political components, as well as the dynamics of artistic and expressive means and the iconographic system in the context of the historical and cultural situation. In the 1980s and 1990s, as a result of the liberalization of economic and political life, the artistic consciousness formed new concepts of realistic painting - neorealism and cynical realism, associated with a critical rethinking of the historical heritage. The neorealism and cynical realism, which would significantly enrich realistic painting with new forms and content, adopted Western postmodern concepts of pop art, and debunked, in a grotesque and satirical form, the political stereotypes of the past. The analysis of realistic painting of the 1990s demonstrates how the transformation of past painting canons reflects the desire of society to free itself from the pressure of totalitarian ideology and to rethink the value orientations of the previous era.The novelty of this study lies in the fact that it applies a systematic and holistic approach to the analysis of realism in Chinese painting, reveals the diversity of its forms and directions, and gives ground for the specifics of its evolution in the context of the artistic culture of the 20th century China. There are almost no comprehensive studies of this issue in modern art history, so this work is an attempt to create a scientific approach to the study of this artistic phenomenon and the formation of ideas about how the artistic consciousness of an entire epoch was changing.

本文考察了中国现实主义现象,以及影响现代中国艺术接受过程的前提和因素。 20世纪初,在西方学术现实主义和社会现实主义艺术体系的影响下,形成了一种新的方向和艺术方法-现实主义,成为了20世纪中叶中国艺术的主流。根据其美学和意识形态主题,中国现实主义是社会现实主义接受的对象,这是由文化和历史因素以及与苏联之间政治,经济和文化联系的发展所决定的。研究反映时代气氛,世界观和文化对话的写实绘画,对中国和俄罗斯当代艺术研究都具有重要意义。本文考察了现实主义在20世纪中国艺术文化发展中的作用,包括其社会政治成分,以及在历史和文化环境下的艺术表现力和肖像体系的动态。在1980年代和1990年代,由于经济和政治生活的自由化,艺术意识形成了写实绘画的新概念-新写实主义和愤世嫉俗的写实主义,并对历史遗产进行了批判性的重新思考。新现实主义和愤世嫉俗的现实主义将以新的形式和内容极大地丰富写实绘画,采用西方的后现代波普艺术概念,并以怪诞和讽刺的形式揭穿过去的政治成见。对1990年代现实主义绘画的分析表明,过去绘画经典的转变如何反映出社会希望摆脱极权主义意识形态的压力,并重新思考前一个时代的价值取向。它运用系统和整体的方法来分析中国画的现实主义,揭示其形式和方向的多样性,并为在20世纪中国艺术文化背景下其演变的细节奠定基础。在现代艺术史上,几乎没有对此问题的全面研究,因此,这项工作是试图为研究这种艺术现象以及关于整个时代的艺术意识如何改变的观念的形成创造一种科学的方法。