Трансформация женского образа в современной китайской художественной литературе/ The transformation of the female image in modern Chinese fiction
В настоящее время назрела и требует решения проблема анализа трансформации гендерных стереотипов в китайском обществе, представляющих систему традиционных, уходящих корнями в конфуцианскую мораль и в современные послереформенные экономические преобразования. В условиях глобализации мирового развития традиционные семейные ценности постепенно утрачивают свою прежнюю значимость, размываются четкие границы дихотомии «фемининность» - «маскулинность». Изменяются гендерные ценности, нарастает диспропорция между количественным составом женщин и мужчин, увеличивается брачный возраст, множится число разводов и одиноких людей, что ведет к дальнейшим изменениям в динамике гендерных стереотипов в китайской лингвокультуре. В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что динамические процессы в современном китайском языке, детерминированные трансформациями гендерных стереотипов, обусловлены определенными общественно-политическими и социокультурными причинами. Практическая ценность статьи состоит в том, что, несмотря на наличие определенного количества исследований, посвященных анализу концептов «мужчина» и «женщина» в китайской языковой культуре, работ, связанных с системным описанием этого фрагмента концептосферы на материале китайских источников, до сих пор практически нет. Теоретическая значимость исследования связана с многоаспектностью исследования, с необходимостью осмысления исторически изменяющегося концепта «китайская женщина», с описанием его структуры и способов репрезентации в идеографической, лексико-фразеологической системах и в художественном дискурсе.
Currently, the problem of analyzing the transformation of gender stereotypes in Chinese society, which is a system of traditional ones rooted in Confucian morality and in modern post-reform economic transformations, is ripe and requires a solution. In the context of globalization of world development, traditional family values are gradually losing their former significance, the clear boundaries of the dichotomy “femininity” - “masculinity” are blurred. Gender values are changing, the disproportion between the number of women and men is growing, the age of marriage is increasing, the number of divorces and single people is multiplying, which leads to further changes in the dynamics of gender stereotypes in Chinese linguistic culture. As a hypothesis, the authors put forward the position that the dynamic processes in the modern Chinese language, determined by the transformations of gender stereotypes, are due to certain socio-political and sociocultural reasons. The practical value of the article lies in the fact that, despite the presence of a certain amount of research devoted to the analysis of the concepts of "man" and "woman" in the Chinese language culture, there are still practically no works related to the systematic description of this fragment of the conceptual sphere based on the material of Chinese sources. ... The theoretical significance of the research is associated with the multifaceted nature of the research, with the need to comprehend the historically changing concept of "Chinese woman", with a description of its structure and ways of representation in ideographic, lexico-phraseological systems and in artistic discourse.