Анонсы статей по культуре и искусству
Культура

Пять стихий в современной культуре Китая / Five phases in the modern Chinese culture

В данной статье рассматривается универсальная понятийная система Древнего Китая, неотъемлемой частью которой является так называемая пятеричная классификация или учение о пяти стихиях у син 五行, и ее влияние на современную культуру Китая (под современностью здесь понимается Новейшее время - период от начала XX в. по настоящее время). Учение о пяти стихиях, возникшее в период раннего категориального мышления (приблизительно 1045 - 221 гг. до н. э.) и составляющее основу традиционной китайской культуры инь-ян и у син (инь-ян у син вэньхуа 阴五行文化), продолжает оказывать активное воздействие на жизнь современного Китая, преодолев катастрофические последствия «Культурной революции» 1966-1976 гг. В рамках историко-философского исследования автор анализирует две традиционные сферы китайской культуры - боевое искусство тайцзицюань и музыку, выявляя в теоретической основе этих направлений значимые структурные компоненты, подтверждающие их глубокую понятийную укорененность в культуре инь-ян и у син. В результате исследования оказывается, что концептуальный каркас тайцзицюань включает в себя не только базовые протокатегориальные понятийные конструкции инь-ян 阴阳, сань цай 三才 и у син 五行, но и тесно связанные с ними 8 триграмм ба гуа 八卦 и магический квадрат лошу 洛书. Пентатоника или пять тонов у шэн 五声 не случайно становится основной формой музыкального мышления в Китае. Наряду с музыкальной системой 12-ти люй (ши эр люй люй 十二律吕), пентатоника является продолжением древнего протокатегориального мышления, прочно вошедшего в китайскую ментальность.

This article reviews the universal conceptual system of Ancient China, an intrinsic part of which is the so- called quinary classification or the doctrine of Five Phases of Wuxing, and its impact upon the modern Chinese culture (modernity implies the period from the beginning of the XX century to the present). The doctrine of Five Phases , which emerged during the period of the early categorical thinking (approximately 1045 - 221 BC) and comprised the backbone of the traditional Chinese culture Yinyang and Wuxing (Yinyang Wuxing Wen hua 阴五行文化), continues influencing the life of modern China, having overcome the disastrous consequences of the “Cultural Revolution” of 1966-1976. Within the framework of historical-philosophical research, the author analyzes the two traditional spheres of Chinese culture - martial art Taijiquan and music, revealing the substantial structural components in their theoretical frameworks that indicate the profound conceptual rootedness in the culture Yinyang and Wuxing. It appears that the conceptual framework of Taijiquan includes not only the basic proto-categorical conceptual constructions Yinyang 阴阳, Sancai 三才, and Wuxing 五行, but also the closely related 8 trigrams Bagua 八卦and the magic Lo Shu Square 洛书. It is not a coincidence that the pentatonic system or five colors of Wŭ Sheng 五声 becomes the fundamentals of musical thinking in China. Along with the musical system Shí-èr-lǜ 十二律吕(12 pitches), the pentatonic system is a continuation of the ancient proto-categorical thinking that took foothold in the Chinese mentality.

本文回顾了古代中国的普遍概念体系,其内在部分是所谓的五次分类或五行五教义及其对现代中国文化的影响(现代性暗示了从古代到早期的时期)。二十世纪到现在)。五阶段学说起源于早期的分类思维时期(约公元前1045年至221年),构成了中国传统文化的阴阳和五行(阴阳五行文化阴五行文化)的骨干,并继续影响着五行学的生活。克服了1966-1976年“文化大革命”带来的灾难性后果的现代中国。在历史哲学研究的框架内,作者分析了中国文化的两个传统领域-武术太极拳和音乐,揭示了它们理论框架中的实质性结构成分,这些成分表明了阴阳文化和五行文化的深厚概念根源。看来太极拳的概念框架不仅包括基本的原始范畴概念构造阴阳阴阳,三才三才和五行五行,而且还包括密切相关的八卦八卦八卦和魔幻罗书坊洛书。五声系统或五声五声五声成为中国音乐思想的基础并不是巧合。五音系统与音乐系统Shí-èr-lǜ十二律吕(十二音)一起,是古代原型思想在中国心态中的立足点。