Между Америкой и Китаем: концепт "другого" в становлении и трансформации цивилизационной идентичности России / Between America and China...
В статье предпринимается попытка осмыслить внутренние и внешние факторы цивилизационной идентичности, в данном случае, в ее российском варианте. Акцент в статье ставится на внешних факторах, под которыми следует подразумевать концепт «Другого», т.е. другую цивилизацию. В данном случае под Другим подразумевается и американская цивилизация, и Китай как цивилизация. Автор настаивает на том, что на рубеже ХХ и XXI веков три самостоятельных цивилизации -Россия, Америка и Китай - демонстрируют интенсивные формы взаимодействия, что влияет на трансформацию цивилизационной идентичности России. Это проявляется и в стремлении противостоять американскому гегемонизму, и в повороте от Запада в сторону Китая, что делает актуальной возникшую в первых десятилетиях прошлого века идею евразийцев. В статье принимается во внимание несовпадение во временных фазах функционирования этих цивилизаций. Если Америка окончательно приобретает цивилизационные формы и продолжает переживать в ХХ веке пассионарное напряжение, то, например, Китай является одной из древнейших цивилизаций. Особого разговора заслуживает Россия, которая в своей истории не раз радикально пересматривала свою цивилизационную идентичность. Сегодня в своей истории она переживает очередной радикальный поворот, в большей степени ориентируясь на Восток. Мысль автора, как правило, иллюстрируется с помощью опыта кинематографа.
Between America and China: The Concept of the "Other" in the Formation and Transformation of Russia's Civilizational Identity The article attempts to understand the internal and external factors of civilizational identity, in this case, in its Russian version. The article focuses on external factors, which should be understood as the concept of "Other", i.e. another civilization. In this case, the Other means both American civilization and China as a civilization. The author insists that at the turn of the twentieth and twenty-FIRST centuries, three independent civilizations - Russia, America and China-demonstrate intensive forms of interaction, which affects the transformation of the civilizational identity of Russia. This is evident in the desire to resist American hegemony, and in the turn from the West towards China, which makes the idea of Eurasians that emerged in the first decades of the last century relevant. The article takes into account the discrepancy in the time phases of the functioning of these civilizations. If America finally acquires civilizational forms and continues to experience passionate tension in the twentieth century, then, for example, China is one of the oldest civilizations. Russia, which in its history has repeatedly radically revised its civilizational identity, deserves a special discussion. Today, in its history, it is experiencing another radical turn, more oriented to the East. The author's idea is usually illustrated by the experience of cinematography.